18.12.2020 г. состоялся торжественный спуск на воду ледостойкой дрейфующей платформы «Северный полюс». Документацию для строительства платформы разрабатывает АО КБ «Вымпел», строительство ведется на предприятии «Адмиралтейские верфи» (оба предприятия входят в АО «ОСК»).
Ледостойкая дрейфующая платформа проекта 00903 (ЛСП) - это уникальный проект, не имеющий аналогов в практике мирового судостроения, способный вывести научно-исследовательские работы в Арктике на новый уровень.
Платформа сможет самостоятельно, без постоянной ледокольной проводки достигать района начала дрейфа, примораживаться к льдине и осуществлять автономный дрейф в акватории Северного Ледовитого океана продолжительностью около двух лет, а затем, после завершения цикла работ, выходить на точку начала следующего дрейфа.
Строительство платформы станет альтернативой использования полярных станций, ставших небезопасными в условиях глобального потепления климата, а также обеспечит современный уровень комфорта для жизни и работы научных экспедиций.
Платформа позволит выполнять широкий спектр исследовательских работ как во время дрейфа во льдах, так и при переходах к месту дрейфа и обратно:
- метеорологические, актинометрические и аэрологические наблюдения;
- исследования ледяного покрова и его динамики на ледовых полигонах;
- экологический мониторинг компонентов морской среды;
- океанологические, геолого-геофизические гидрометеорологические, исследования;
- медицинские исследования;
- задачи, связанные с системами освещения надводной и подводной обстановки в Арктике;
- изучения ледовых нагрузок, механики деформаций и разрушения льда при воздействии на ЛСП во время дрейфа.
Основные характеристики ЛСП «Северный полюс»:
- длина наибольшая - 83,1 м;
- ширина по КВЛ - 21,8 м;
- высота борта - 11,4 м;
- осадка по КВЛ- 8,6 м;
- автономность по запасам провизии - 365 суток;
- автономность по запасам топлива - 750 суток;
- скорость хода - 10 узлов;
- экипаж - 14 человек;
- научный персонал - 34 человека;
- мощность главного двигателя – 4200 кВт;
- класс ледовых усилений корпуса– Arc 8 для района «В».
Ледостойкая платформа будет оборудована вертолетной взлетно-посадочной площадкой для приема вертолета Ми-8 и Ми-38 без постоянного базирования.