Главная страница  /  Публикации  /  Публикации  /  «Большой морозильный рыболовный траулер»

«Большой морозильный рыболовный траулер»

В. В. Шаталов, В. В. Волков, 2012г

Мировой океан представляет собой уникальный природный ресурс, который является основой существования человека. Сегодня освоение Мирового океана возможно лишь при более тесном взаимодействии представителей всех отраслей экономики, всех видов хозяйственной деятельности человека, так или иначе связанных с изучением и освоения Мирового океана.

Освоение биологических ресурсов Мирового океана является обязательным и необходимым условием сохранения и расширения сырьевой базы РФ, обеспечения ее экономической и продовольственной безопасности, а также активного экономического присутствия в отделенных районах Мирового океана.

В структуре флота большая часть представлена судами, выпущенными в Советском Союзе. За последние 20 лет произошло сокращение численности судов добывающего флота (примерно на 25-30 %) поскольку темпы строительства новых судов совершенно не покрывают темпы износа и выхода из строя старых. В особенности резким был спад числа крупнотоннажных судов.

При этом за последние 20 лет в России не было построено ни одного крупнотоннажного судна. Такая ситуация обусловлена во многом тем, что в период СССР крупнотоннажные суда строились только в г. Николаев, на Украине.

Для выхода из кризисного состояния рыбной отрасли требуется принятие комплекса кардинальных мер и в этой связи остро стоит проблема восстановления отечественного промысла в традиционных открытых районах Мирового океана, в том числе пополнения флота новыми промысловыми судами.

В связи с этим в августе 2012г. ОАО КБ «Вымпел» в рамках Государственного контракта Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, приступило к разработке технической документации на проектирование большого морозильного рыболовного траулера (БМРТ).

Судно предназначено для вылова минтая и производства мороженной рыбопродукции из минтая – филе минтая мороженного, фарша минтая мороженного, икры и муки рыбной кормовой. Кроме этого на судне предусмотрено вылов сельди тихоокеанской, лемонемы, кальмара и выпуск из этих видов рыб мороженной продукции.

На период с июля по август судно предполагается использовать на прием сырца лосося от сторонних организаций и выпуск из лосося мороженной продукции, икры и молок лососевых рыб.

Район плавания – неограниченный, в том числе север Атлантического океана, включая Баренцево море, север Тихого океана, Берингово и Охотское моря.

Судно спроектировано на класс Российского морского регистра судоходства КМ Ice3 [1] АUT1 (REF) ECO Fishing vessel.

Архитектурно-конструктивный тип: рыболовный траулер с ледовыми усилениями, единой навигационной и промысловой рыбной, с дизельной установкой, с носовым и кормовым подруливающими устройствами, с кормовым слипом для спуска и подъема трала, с рефрижераторным трюмом вместимостью около 6400 м3для хранения рыбной продукции при температуре минус 30°С, рефрижераторным трюмом для рыбной муки вместимостью около 1700 м3 и рыбоперерабатывающим цехом.

Главные размерения судна:

  • Длина наибольшая, м...................................................119,9;
  • Длина между перпендикулярами, м.........................112,6;
  • Ширина расчетная, м......................................................23,0;
  • Осадка по летнюю грузовую ватерлинию, м............... 8,0.

Условия эксплуатации – круглогодичная, в соответствии со знаком категории ледовых усилений в символе класса судна.

Автономность плавания по запасам топлива, смазочного масла и провизии составляет 50 суток. Автономность по запасам пресной воды – не менее пяти суток, с учетом пополнения запаса от обратноосмотической установки – не ограничена.

Остойчивость судна во всех эксплуатационных случаях удовлетворяет требованиям Правил Российского морского регистра судоходства (РС), предъявляемым к судам неограниченного района плавания.

Непотопляемость судна во всех эксплуатационных случаях нагрузки обеспечивается при затоплении одного отсека с выполнением требований Правил РС.

Скорость судна при водоизмещении по летнюю грузовую марку, при суммарной номинальной мощности энергетической установки 9000 кВт составляет 15 узлов и 6-7 узлов при тралении.

p>Суммарный объем трюмов мороженной продукции составляет около 6400 м3 и около 1700 м3 рыбной муки. Помещения в полной мере отвечают требованиям по хранению, перевозке и перегрузке мороженной продукции.

Экипаж судна и производственный персонал рыбоперерабатывающего комплекса составляет 248 человек, что обеспечивает промышленную работу судна по своему назначению, с учетом применяемых средств механизации и автоматизации оборудования и совмещения профессий. Экипаж судна располагается в одноместных и двухместных каютах. Производственный персонал – в четырехместных каютах.

В каютах, общественных помещениях, помещениях медицинского назначения и помещениях технической эксплуатации предусмотрена система круглогодичного кондиционирования воздуха.

Конструкция корпуса, механизмы, оборудование и системы судна удовлетворяют требованиям МАРПОЛ-73/78 по предотвращению загрязнения окружающей среды.

Спасательные устройства и средства выбраны из условия выполнения требований СОЛАС-74.

Грузовые устройства судна работоспособны при волнении до 6 баллов и обеспечивают разгрузку-погрузку трюмов в условиях берега и промысла при взаимодействии с грузовыми устройствами принимающих судов.

Средства трюмной механизации обеспечивают механизированную транспортировку и укладку рыбной продукции в грузовых помещениях при загрузке, а также доставку рыбопродукции на просвет люка при выгрузке с минимальным применением ручного труда.

Рыбоперерабатывающий комплекс обеспечивает кормовое траление разноглубинными тралами (пелагическое траление), а также с использованием специального «рыбного» насоса.

Рыбоперерабатывающий комплекс рассчитан на производство филе минтая, производство фарша сурими из минтая, а также переработку в рыбомучном цехе отходов переработки.

Замораживание рыбной продукции в блоках осуществляется в горизонтальных плиточных аппаратах с использованием автоматического взвешивания, упаковки и укладки готовой продукции и рыбной муки на паллеты.

Для осуществления поиска скоплений рыб при исследовательских и промысловых операциях судно оборудовано промысловыми эхолотами.

Контроль и управление промысловыми операциями осуществляется с помощью автоматизированной системы, включающей в себя:

  • систему управления промысловыми устройствами;
  • беспроводную систему контроля и позиционирования трала;
  • комплект траловых датчиков и беспроводных приемников.

Управление и контроль технических средств предусмотрен в объеме автоматизации, соответствующей знаку автоматизации AUT 1 в символе класса по Правилам РС.

В рулевой рубке предусмотрено четыре поста управления: центральный, два бортовых и кормовой, позволяющие управлять судном с каждого поста. Управление винто-рулевым комплексом осуществляется из рулевой рубки с помощью системы дистанционного автоматизированного управления.

Производственная холодильная установка автоматизирована по работе и оборудована системой контроля и сигнализацией, исключающую постоянную вахту у агрегатов установки.

Управление траловыми лебедками осуществляется с помощью автоматизированной системы управления.

Буксировочные модельные испытания, проведенные в опытовом бассейне с целью определения сопротивления модели и параметров качки на тихой воде и на волнении, подтвердили правильность выбранных технических решений, в том числе по скорости и мощности энергетической установки.

Разработка проекта БМРТ, включая определение концепции его использования, выбора рациональных характеристик, технической оснащенности и экономических показателей способствуют созданию технической базы для последующего строительства этого судна на российских верфях.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить