За 90 лет работы конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» (входит в состав ОСК) на ведущих судостроительных предприятиях страны и за рубежом построено более 6500 объектов морской и речной техники.
Суда, построенные по проектам КБ «Вымпел» составляют основное ядро транспортного отечественного флота в акваториях Волги, Балтийского, Каспийского и Черного морей, Дальневосточного и Сибирского регионов. Значительное количество проектов разработано специалистами бюро для решения уникальных задач в области энергетики, оборонного комплекса, атомной, нефтегазовой отраслях, научных исследований и работ в Арктике.
Конструкторское бюро было основано на базе филиала Ленинградского Центрального Бюро Морского Судостроения. Статус самостоятельной организации, получившей название «Государственная контора по проектированию речных и морских судов», сокращенно «Речсудопроект», бюро получило в 1930 году. По проектам молодого КБ строились баржи, буксиры, грузопассажирские суда и паромы, грузовые речные суда типа «Данилиха», первые толкаемые составы, а также суда, обеспечившие активное развитие гидротехнического строительства – солеземлесосы, землечерпалки, шаланды, земснаряды.
В период Великой Отечественной войны бюро работало над созданием боевых кораблей и вспомогательных судов для ВМФ: строились большие охотники за подводными лодками, десантные мотоботы, плавучие батареи, плавучие базы ПВО, самоходные баржи для перевозки военной техники, траловые баржи, судоподъемные понтоны. Многие корабли и суда, построенные по проектам бюро, приняли активное участие в военных операциях. За самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны ряд работников бюро был награжден боевыми орденами и медалями.
В послевоенные годы деятельность КБ, как и во всей стране, была направлена на восстановление народного хозяйства. По проектам КБ построены сотни речных судов типа «Волго-Дон» грузоподъемностью 5000 т, крупные буксиры, большегрузные секционные составы. Продолжая заниматься вспомогательными судами ВМФ разного класса и назначения, КБ освоило принципиально новые направления: появились морские мелкосидящие сухогрузные суда и танкеры с двойными бортами, обеспечивающие бесперевалочную перевозку грузов из устьевых речных портов, созданы первые суда смешанного плавания, морские самоходные плавучие краны, крановые суда-катамараны, морские автомобильно-пассажирские паромы.
В 70-80-е годы, продолжая сохранять за собой в качестве основных специализаций создание мелкосидящих морских и смешанного плавания речных судов, создание вспомогательных судов и железнодорожных паромов, КБ начинает работу по новым направлениям: создаются уникальные плавучие электростанции «Северное сияние» для решения энергетических проблем Крайнего Севера, суда атомно-технологического обеспечения, мобильные мостопереправочные средства. Активно используются собственные экспериментальные подразделения, проводятся модельные испытания в опытовом бассейне и в открытом водоеме. Особое внимание экспериментальным работам уделялось при разработке принципиально нового типа судов – пассажирских судов на воздушной подушке со скегами - знаменитых «Зарниц», «Лучей» и «Баргузинов».
В тяжелых условиях начала государственных преобразований современной России, КБ удалось сохранить квалифицированные кадры, найти свое место в судостроительной отрасли благодаря освоению автоматизированных методов проектирования, переходу к работе по правилам и нормам иностранных классификационных обществ. Это стало основой успешной совместной работы с немецкими и финскими компаниями в проектировании морских круизных судов и паромов, позволило с высоким качеством выполнить проекты по заказам ВМФ. КБ достойно вышло из трудного периода 90-х годов.
С выходом на новый технический уровень в 2000-е годы КБ «Вымпел» освоило проектирование современных, наукоемких и технически сложных объектов – судов для нефтегазовой отрасли, рыбопромысловых, научно-исследовательских судов, ледоколов, многофункциональных судов для Военно-Морского флота. Сформирован проектный задел на перспективу для разработки контейнерных судов, паромов для Каспийского и Балтийского морей, круизных судов различной пассажировместимости.
Сегодня КБ «Вымпел» – это многопрофильное проектное бюро, оснащенное современными информационными технологиями и 3D-проектирования для создания проектов судов широкой номенклатуры. Коллектив высококвалифицированных специалистов численностью около 400 человек ведет работы на всех стадиях создания судна: от разработки концептуального проекта до технического сопровождения строительства на заводах. Являясь одним из центров проектных компетенций АО «Объединенная судостроительная корпорация» в гражданском судостроении, КБ «Вымпел» обладает значительным потенциалом и может эффективно решать задачи в области проектирования судов различного класса и назначения любого уровня сложности.