Главная страница  /  Публикации  /  Публикации  /  Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро по проектированию судов «Вымпел»

Открытое акционерное общество «Конструкторское бюро по проектированию судов «Вымпел»

«Федеральный справочник» «Оборонно-промышленный комплекс России», том 5

КБ «Вымпел» является многопрофильной организацией и уже более 75 лет занимает лидирующее положение в различных секторах судостроительного рынка. За эти годы коллективом КБ было разработано более 500 проектов судов и плавучих инженерных сооружений различного класса и назначения, по которым на зарубежных и отечественных верфях построено свыше 6500 судов. Это суда танкерного флота, универсальные сухогрузные суда, железнодорожные и пассажирские паромы, суда и технические средства для освоения шельфа, пассажирские суда на воздушной подушке, мостопереправочные средства.

На протяжении всей деятельности КБ «Вымпел» одним из главных направлений остается проектирование вспомогательных судов для ВМФ. Уже в предвоенные годы по проектам КБ было создано около 40 судов – дивизионные, пожарные, разъездные и санитарные катера, санитарно-дезинфекционный транспорт, транспорты для перевозки вооружения, танкеры-заправщики топливом, водой и маслом.  В кратчайшие сроки по заданиям Гос. Комитета обороны было разработано и построено около 160 десантных ботов повышенной живучести, свыше 30 охотников за подводными лодками, более 20 проектов десантных, гидрографических и артиллерийских катеров. В послевоенные годы КБ «Вымпел» в основном ориентировалось на создание судов базового и рейдового обеспечения боевых кораблей всеми видами снабжения.

В 60-е годы в обеспечение потребностей ВМФ разработана получившая широкое распространение серия судов обеспечения ВМФ. В их числе, малые морские танкеры для перевозки и выдачи на корабли мазута, дизельного топлива пр. 1844,  1844Д; морские водоналивные транспорты пр.1844В. Всего построено свыше 30 единиц, а в 2005 году на Благовещенском судостроительном заводе сдан в эксплуатацию малый морской танкер – водолей дедвейтом 650т для перевозки и выдачи на корабли пресной  и котельной воды  пр. 18444.

Рисунок 1 - Судно безобмоточного размагничивания

Для снижения электромагнитных полей кораблей с середины 60-х годов осуществлено проектирование нового поколения  судов безобмоточного размагничивания – морских самоходных станций для обработки судов пр. 1799. В дальнейшем суда размагничивания пр. 1799 были модернизированы в части изменения материала корпуса, состава измерительной аппаратуры, системы управления размагничиванием.

Для обеспечения кораблей ВМФ вооружением был создан морской транспорт вооружения, предназначенный для доставки с береговых баз  на плавучие  базы,  подводные лодки и надводные корабли минного, артиллерийского и торпедного вооружения, как с присоединенными, так и с отсоединенными боевыми зарядными отделениями пр. 1823, 1823Б, 1823В. На судостроительных заводах Сретенска, Рыбинска, Клайпеды построено более 50 транспортов этого проекта и его модификаций.

Рисунок 2 - судно-мишень

Владивостокским судостроительным заводом по проекту КБ была создана несамоходная мишень для испытаний крылатых ракет и для отработки подводного хода боевых частей торпед (пр. 1784). Данное направление оставалось актуальным на протяжении многих лет. С начала 70-х годов велось строительство мишеней водоизмещением около 900 т, обеспечивающих проведение стрельб практически всеми видами корабельного оружия (пр. 1784Б, 1784М, 454, 455).  В 2005 г. сдано в эксплуатацию судно-мишень пр. 436 БР, предназначенное для имитации и проведения стрельб ракетного оружия. Судно оснащено средствами имитации вторичного радиолокационного поля, которые обеспечивают энергетические, спектральные и другие характеристики отраженного сигнала. В 2007 г. сдано еще одно судно-мишень пр. 436БА, предназначенное для имитации и проведения стрельб артиллерийского оружия. Строительство мишеней осуществили верфи городов Сокольское и Комсомольск-на-Амуре.

Рисунок 3 - Плавучий комплекс "Ландыш" по переработке ЖРО

Начиная с 70-х годов, КБ  проектирует суда для обращения с радиоактивными отходами – суда атомно-технологического обеспечения. В 1974 году Навашинским судостроительным заводом для Мурманского пароходства по проекту КБ  построен специальный транспортный танкер «Серебрянка» дедвейтом 1660 тонн, предназначенный для обслуживания атомных ледоколов «Ленин» и «Арктика» пр. 1591. Судно предназначено для приема, временного хранения, транспортировки и выдачи отработанных технологических вод. Судно успешно эксплуатируется до настоящего времени в Северном регионе.

Следующим этапом работ КБ по судам АТО явилось создание судов, предназначенных не толь­ко для транспортировки, но и для частичной переработки радиоактивных отходов. В 1986 и в 1988 годах по проекту КБ Выборгским судостро­ительным заводом построены и введены в состав ВМФ два универсальных технических тpанспоpта "Амуp" и "Пинега" неограниченного района плавания  пр. 11510. Опыт проектирования таких судов позволил успешно реализовать международные обязательства России при создании уникального Комплекса «Ландыш» (пр. 00500) для приема и очистки жидких радиоактивных отходов, образующихся при утилизации кораблей и подводных лодок с ядерными установками. Это единственный в Дальневосточном регионе комплекс, который, обеспечивая круглогодичную работу,  имеет законченный технологический цикл и позволяет осуществить очистку жидких радиоактивных отходов как от радионуклеидов, так и от химических веществ с последующим отверждением и транспортировкой радиоактивного концентрата. В настоящее время комплекс «Ландыш» успешно работает на акватории завода «Звезда». За его создание авторский коллектив удостоен премии Правительства РФ в области науки и техники в 2004 году.

Рисунок 4 - Экологическое судно "Петр Градов"

Для решения экологических проблем в районе базирова­ния Черноморского флота КБ «Вымпел»  разработало проект переоборудо­вания судна ВТР-75 в экологичес­кое судно «Петр Градов» пр. 872Э. поз­воляющее осуществлять контроль за­грязненности акватории, принимать с кораблей и пере­рабатывать нефтесодержащие во­ды, производить локализацию, сбор и переработку аварийных разли­вов нефтепродуктов. КБ «Вымпел» также ведется проработка комплексных судов экологического контроля и средств ликвидации аварийного разлива нефти.

Рисунок 5 - Малое гидрографическое судно "Вайгач"

И наши дни проектирование судов для ВМФ – одна из ведущих специализаций КБ. На 10-ти судостроительных предприятиях России ведется строительство 13 вспомогательных судов для ВМФ различного назначения:

- крановые суда (пр. 20360);

- буксиры-спасатели (пр. 2230);

- гидрографические суда (пр. 19910, 19920);

- суда для перевозки спецоборудования.

Начато проектирование уникального автомобильно-железнодорожно-пассажирского парома для линии Усть-Луга – Балтийск – Засниц (Германия).

Проектирование судов выполняется в соответствии с правилами Российского Морского Регистра Судоходства, Российского Речного Регистра, а также других европейских классификационных обществ: Lloyd’s Register, Germanisher Lloyd, DNV, Bureau Veritas. В своей работе специалисты КБ широко используют современные технологии компьютерного трехмерного проектирования судов на основе системы CAD/CAM «TRIBON», форму обводов корпусов испытывают в собственном опытовом бассейне, а строительство доверяют лучшим российским судостроительным заводам. Объединяя лучшие конструкторские силы, КБ «Вымпел» занимает сегодня твердое положение по традиционной специализации в практическом судостроении и активно участвует в масштабных отечественных проектах.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить